воскресенье, 30 августа 2009 г.

Художественное травление

Художественное травление: "1. Примеры травления на охотничьих клинках

Говоря об искусстве украшения клинков необходимо заметить, что первостепенное значение имеют, разумеется, технические качества этих клинков.
Художественное травление на клинках – один из технических приемов в процессе создания авторского художественного оружия, требующий от мастера предельной концентрации внимания.

Следует отметить сразу, что травление на клинке выполняется по заранее разработанному эскизу в соответствии с общим замыслом. Прерогативу начинать работу без проекта оставим непрофессионалам.

В первую очередь, перед началом рисовки, выкованный клинок шлифуется и полируется. Полированная поверхность клинка при свете настольной лампы сильно бликует, поэтому клинок подвергают специальной обработке – матированию. Он промывается холодной водой и обезжиривается при помощи мыла и зубного порошка. На непродолжительное время (от 30 секунд до 2-3 минут) его опускают в раствор для травления. (Полированную поверхность клинка в случае необходимости легко вернуть с помощью мельчайшей наждачной бумаги или кусочка войлока с полировочной пастой). Теперь поверхность клинка не слепит глаза, на нее удобно нанести рисунок карандашом.

Когда рисунок с проекта нанесен на клинок, его нужно обвести офортной иглой, что послужит ориентиром для кистевой рисовки лаком, так как след от карандаша необходимо удалить. Для этого клинок обезжиривается при помощи бензина или спирта, мыла и зубного порошка с водой. Сушить клинок удобнее всего бумажными салфетками.

Непосредственно перед рисовкой и во время нее с клинка следует постоянно сдувать пыль и ворсинки, чтобы они не попали в лак, так как при травлении на этом месте может возникнуть дефект. Понятно, что рабочий стол мастера должен быть всегда чистым во время работы. Плохо обезжиренный клинок при травлении может привести к не желаемому результату. Кислотоупорный лак в таком случае отслоится от поверхности клинка. Пренебрежение к технологическим требованиям ведет к браку. Основными материалами и инструментами являются беличья или колонковая кисть, офортная игла, тонко заточенная костяная шпилька, подставка для руки, битумный лак, скипидар, бензин. Существуют различные способы химического травления, например: в растворах горячего медного купороса с поваренной солью, хлорного железа, обратным током в соляном растворе и т.д.
Рисовка лаком – технически очень сложный прием. Здесь проявляется мастерство художника. Высокий класс заключается в исполнении рисовки тонкой кистью, в этом видна чистота приема, но ошибки и помарки бывают у каждого. Нетвердость руки поправляется тонко отточенной костяной палочкой.

Изображение миниатюры на клинке требует силуэтного решения. Все составляющие элементы композиции должны иметь четко выраженный графический силуэт. Травление может быть и многократным. Наш опыт показывает, что слоев травления достаточно три, четыре или пять. Выдающийся Златоустовский мастер Иван Башуев умел создавать шедевры одним травлением. Как говорится, минимум средств, максимум выразительности


Однако вернемся к техническому процессу. После того, как рисунок нанесен на клинок, его необходимо просушить в печи или на открытом огне.
Причем нельзя как не досушить, так и пересушить. Лак либо отслаивается от поверхности клинка, либо откалывается от нее. Правильно высушенный рисунок и верно подобранный лак – слагаемые успеха химического процесса.

После охлаждения клинок готов к травлению. Время травления выбирается в зависимости от нужной глубины протравленного фона. Если после некоторого времени травления лак не выдерживает, то клинок необходимо промыть, высушить и подкрасить рисунок.

В заключение процесса травления битумный лак смывается бензином. Доводка миниатюры производится при помощи полировки, патинирования, синения, серебрения, никелирования, золочения. Используемый прием само достаточен и подчас бывает необычайно красив. Его не нужно путать с другим замечательным приемом художественной обработки металла – ручной гравировкой штихелем.

При отделке арматуры рукояти и ножен мастера студии с успехом используют и объединяют оба эти приема.


Егор Богачев"

Комментариев нет: