воскресенье, 30 августа 2009 г.

О дамасской стали и булате

О дамасской стали и булате: "О дамасской стали и булате

Сегодня у многих на слуху слово «дамасская сталь». Это одна из древнейших технологий, применявшаяся для изготовления холодного оружия, что обусловлено уникальными свойствами самой стали, одновременным сочетанием таких качеств материала, как упругость и твердость. Сегодня современная металлургия создала множество высококачественных клинковых сталей, которые не ржавеют, не ломаются, не тупятся, обладают высокой твердостью, однако настоящие знатоки отдают предпочтение Дамаску или булату, созданными мастером по традициям древних времен. Наверное, коллекционеру, любителю холодного оружия или владельцу клинка было бы интересно заглянуть в приоткрытую дверь сегодняшней кузницы и одним глазом подсмотреть, как же происходит процесс сварки Дамаска сегодня, в наших условиях, узнать, что думает сам кузнец об этом материале, какие у него секреты.



С чего начинается день в кузне? С обычной уборки рабочего места, все должно быть на своих местах и в рабочем состоянии. Самый главный и важный инструмент для кузнеца Дамаска — это его горн: от того, как устроен, от его возможностей зависит очень много, в нем происходит основное таинство. Поэтому перед разжиганием кузнец тщательно чистит его от шлака и пыли. Заготовка для Дамаска состоит из стальной жерди, к концу которой приварен «пакет», как мы его называем, то есть комбинация определенного количества разных по качеству стальных пластин или прутков, набранных особым способом, в зависимости от преследуемой цели. У каждого мастера свои отработанные рецепты и приемы.



Далее кузнец разжигает дробленый кокс, величина которого, как правило, не больше грецкого ореха, горн разгорается и в самое горячее место мастер погружает пакет. Поскольку рабочая температура горна очень велика, кузнец работает в спецодежде и похож на сталевара.



Неторопливо нагрев «пакет» до красного цвета, он посыпает его флюсом, временами покручивая и колдуя над ним. Когда флюс потечет и заготовка нагреется до ярко-белого каления, а слои металла почти слипнутся друг с другом, кузнец быстрым движением переносит заготовку из горна под бойки уже включенного пневматического молота и начинает кузнечную сварку сначала легкими, потом более сильными ударами, перемещая заготовку вдоль бойков. Так сварка плавно переходит в протяжку заготовки до определенной длины, тогда кузнец надрубает ее по центру специальным топориком и складывает вдвое. Затем снова повторяется процесс нагрева в горне, сварка.



Снова проковка и складывание.

Это повторяется до тех пор, пока мастер не наберет нужное количество слоев, процесс, напоминающий приготовление слоеного теста коком. Далее идет ковка самого изделия, но уже при более низких температурах.

Так, на первый взгляд достаточно однообразно, выглядит изготовление Дамаска со стороны. На самом деле этот процесс удивительно ритмичен и похож на ритуальную медитацию, необычную по композиции спокойных и быстрых движений, звонких и глухих металлических звуков. И в то же время он требует постоянного напряжения всех сил и способностей мастера. Ведь любая неточность или невнимание приводит к браку. Материал ревнив и требователен - малейший перегрев или недогрев заготовки, и «дамаск» перестает «вариться» или рассыпается на части прямо под бойками. Поэтому, помимо определенного . кузнечного опыта, мастер с большой точностью должен чувствовать температуру, необходимую для сварки выбранных сталей.



Говорят, кузнец водится с «нечистой силой» — я думаю, это не так, но на самом деле какая-то связь с другим измерением, с другой формой существования материи есть, и проходит она через огонь — он главный помощник кузнеца, с его помощью происходит основная работа. А раскаленный металл, разве это не загадка? Ведь это твердый раствор, в котором происходят процессы, связанные с изменением его структуры с огромной скоростью, зависящей от температуры в горне. Изменения в металле происходят и в холодном состоянии, только очень медленно.



Что же это за чудо-материал, дамасская сталь? Я уверен, что это не просто композит, состоящий из различных по качеству сталей, а новая субстанция, в состав которой входит энергия человека, его мысли, настроения. Его творческий тонус. Его любовь к материалу. Поэтому «дамаск» всегда разный по качеству и по содержанию, даже если он изготавливается из одного и того же сырья по одному и тому же рецепту.



Для меня дамасская сталь не только идеальный материал для клинков с точки зрения механических свойств, а еще и материал одухотворенный, обладающий некоей информацией, которая заложена в хитросплетениях его структуры, состоящей из множества графических линий и знаков, выходящих на поверхность формы. Это придает каждому изделию неповторимую декоративную индивидуальность. Эту особенность материала использовали еще в Древней Индии, изготавливая не только клинки, но и латы, гарды мечей и даже посуду.

Дамасская сталь Дамасская сталь Дамасская сталь Сложная мозаичная дамасская сталь

При создании изделия форма определяет ту или иную структуру материала. К примеру, меч «Владеющий миром» выкован из мозаичного Дамаска, мелкий узор которого ритмично повторяется по всей длине клинка, что подчеркивает его вытянутую симметричную форму. Для меня Дамаск как материал декоративной скульптурной пластики интересен и привлекателен своим родством с природными формами и глубинной рациональностью, созвучной основам мироздания.



Говоря о дамасской стали, нельзя не упомянуть и о легендарном булате — более древнем и загадочном материале, родина которого — Индия.



Многие часто задают вопрос, в чем же их принципиальная разница?

Хотя внешние признаки и механические качества изделий из этих материалов могут быть очень близки, создание булатной стали несколько отличается от дамасской технологии.



Дамаск создается при помощи горновой сварки стальных пластин с многократным повторением этого процесса.

Булат отливается при особых условиях в тигле и уже из слитка куется само изделие.



Причем проковка слитка «вутца» одна из сложнейших операций и требует большого опыта и знаний. Также большая разница в количестве углерода, входящего в состав этих материалов. В Дамаске общее его содержание, как правило, не превышает 1%, тогда как в булате его количество доходит до 5%, так что назвать булат сталью уже сложно.



И, конечно же, опытный оружейник увидит разницу во внешних проявлениях текстуры этих материалов. Как бы не был затейлив и красив рисунок Дамаска — это плод труда и воли человека, что касается булата — здесь сама природа приходит на помощь мастеру; он лишь правильно подбирает материалы. Создает нужную температуру для плавки, контролируя ее продолжительность, и происходит чудо: при медленном остывании печи внутри еще кипящего расплава начинают расти кристаллы металла в виде густого ветвистого куста или коралла, заключенного в геометрической форме слитка. Видимо, природа, ее состояние в этот момент таинственным образом отображаются в закодированном рисунке древовидного кристалла.

Булат Булат с травлением

Сама конструкция и образ выросшего внутри слитка кристалла сильно влияет на качество и текстуру конечного изделия, а также на различие сортов булата.



Ковка слитка происходит при очень низких температурах и определенным способом, складываясь и переплетаясь, кристалл как бы густо армирует матрицу, что сказывается на его великолепных механических качествах.
В России еще в начале XIX века генерал-майор П. П. Аносов первым проложил дорогу в деле возрождения булатной стали, и сегодня современные мастера продолжают эти традиции, создавая свой неповторимый булат, используя современные технические возможности.



Дамасская сталь
Художник – кузнец
Юрий Саркисян О дамасской стали и булате"

Комментариев нет: