воскресенье, 30 августа 2009 г.

Металл, переживший время

Металл, переживший время: "Металл, переживший время

Под словом «Дамаск» мы привыкли пони¬мать сталь, поверхность которой украшает узор, полученный посредством кузнечно-горновой сварки металлов с разным содержанием углерода или иных компонентов, таких как никель, медь и т. п. Этот металл получил свое наименование от названия города Дамаск в Сирии, где в средние века было развито производство данного материала. Однако эта технология широко распространена по всему миру, более того, смею утверждать, что это единственный способ получить сталь относительно высокого качества при прямом (сыродутном) способе производства железа.

Уважаемым читателям, конечно же, хорошо знакомы такие поделочные камни, как, например, яшма, бирюза и малахит. Узоры, видимые на их поверхности, образуются полосами, прожилками, вкраплениями материалов разного цвета. Эти разноцветные слои проходят, переплетаются через всю глубину каменного блока. Сходную структуру представляет собой и дамасская сталь. Отличие состоит в том, что радующее глаз разноцветье минералов есть творение природных сил. Свое рождение они получили в недрах нашей планеты, среди гигантских температур и давления, и узоры, видимые на поверхности обработанных камней, принадлежат игре случая. Дамаск также рожден в огне, но гораздо более скромном по масштабу. Температуры кузнечного горна достаточно, чтобы придать металлу пластичность и способность свариваться, но для красоты рисунка необходим огонь человеческого сердца, его устремлений, мечтаний, надежд. Не гравитация мертвых масс материи сковывают воедино хитросплетения металлических волокон, - сталь повинуется живой и пламенной воле человека. Узоры в металле рождаются от союза природных сил и сознания человека, его интуиции, но руководящим, творческим началом является именно художник. Материя нелегко подчиняется контролю со стороны человека, то, что ты задумал, может не получаться и раз, и другой, и третий, но если подходишь к работе заинтересованно, с любовью к материалу, с решимостью пробовать, если надо, еще и еще, то металл обычно поддается.

Возможность прикоснуться к природным таинствам, противоборство с достойным противником, который в дальнейшем становится твоим другом, богатые графические возможности, открытие все новых и новых горизонтов на пути творчества - вот лишь некоторые из причин, по которым мне нравится работать с этим материалом.

Возникновение дамасской стали неразрывно связано с самым древним процессом получения железа, а именно с сыродутным или «прямым» способом, господствовавшим в металлургии до XVII столетия. Образно выражаясь, весь металл, произведенный вплоть до этого времени, можно считать Дамаском. Попавшая в руки автора полоса кричного «демидовского» железа после травления в кислоте обнаружила узор, характерный для дамасской стали. Безусловно, этот узор носит самый примитивный характер, да и качество металла отнюдь не блестяще. Но, тем не менее, это Дамаск!

Итак, остановимся вкратце на сути сыродутного способа получения железа. Наши предки заметили, что для получения железа вовсе не обязательно доводить его до температуры плавления (для этого необходимо хотя бы 1500 °С). При температурах, достигаемых первобытными металлургами в своих горнах и печах (около 1100 °С), железо никогда не переходило в жидкое состояние, а скапливалось в виде тестообразной массы, которая при благоприятных условиях сваривалась в крицу, пропитанную шлаком и остатками горючих материалов. Для получения «товарного» железа из крицы, последнюю необходимо было подвергать многократному нагреванию и последующей уплотняющей проковке, когда из крицы «выжимались» многочисленные шлаковые и посторонние включения. Железо таким образом очищалось, становясь пригодным для изготовления орудий. Это было так называемое прямое, непосредственное производство железа, используемое вплоть до XVII столетия.

Только с XVII столетия стали применять печи, где железо производилось в жидком состоянии и с высоким содержанием углерода (чугун), то есть твердое и хрупкое, из которого отливался слиток. Для получения стали необходимо было высокоуглеродистому железу придать ковкость путем удаления части содержащегося углерода (мартеновским, бессемеровским способом и т. п.). Поэтому такой метод называется непрямым производством железа, который и является господствующим в современной металлургии. В результате многократной проковки при использовании кузнечно-горновой сварки, из первоначального объема кричной массы удаляются шлаки и неметаллические включения, кроме того, устраняется неравномерное распространение углерода в объеме железного блока. Объединение перед ковкой в одном блоке двух кусков железа с разным содержанием углерода и образующиеся по местам сварок ферритные швы проявляются на полированной поверхности финального металла после травления в слабом растворе кислоты (например, азотной) в виде характерного рисунка, «дамасского узора», являющегося наиболее знаменитым отличительным признаком композитных материалов.

1

Первоначально процесс кузнечно-горновой сварки и последующей ковки применялся древними кузнецами исключительно в прагматических целях, а именно для улучшения механических свойств конечного металла. Но человека всегда отличала тяга к прекрасному, поэтому уже в древности восприятие изделий из композитных материалов приобретает эстетическую направленность. Изделия из дамасской стали начинают цениться не только за прочностные свойства металла, но и за его красоту. Как не вспомнить здесь многочисленные примеры металлической посуды, предметов защитного вооружения и даже украшений, изготовленных индийскими мастерами.

Узоры, видимые на поверхности изделий из дамасской стали, подчиняются определенным законам построения, и человек, знающий эти законы, владеющий технологией кузнечно-горновой сварки и, самое главное, будучи художником, «романтиком в душе», способен «рисовать» при помощи графики переплетений металлических волокон так же, как карандашом по бумаге. Представим себе стандартный образец пакета дамас¬ской стали в виде «вафли» размером 100x50x10 мм, состоящей из чередующихся пяти слоев железа и пяти слоев стали по 1 мм толщиной каждый. Смысл образования рисунка на поверхности изделия состоит в том, чтобы параллельные слои, идущие в толще пакета, вышли на поверхность в результате тех или иных манипуляций. Характер выхода этих слоев на поверхность и определяет характер рисунка Дамаска.

В результате образования естественных неровностей при ковке и их последующего стачивания в процессе шлифовки изделия, на боковых поверхностях образуется используемый с глубокой древности «дикий», естественный узор дамасской стали. В зависимости от количества слоев в конечном пакете он может быть более или менее крупным, рельефным, четким, но в целом его характер всегда одинаков.

Если на лицевой поверхности пластины Дамаска при отсутствии принудительной деформации образуется «дикий» узор, то на боковых сторонах пакета образуется «полосатый» узор, состоящий в данном случае из пяти полосок шириной в один миллиметр (слои стали), пять полос железа между ними воспринимаются фоном. В японской оружейной традиции этот узор называется масамэ-хада. Он может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими вариантами узора.

Проточив на нашей пластине поперечные канавки примерно на 1/2 глубины, так, чтобы углублению противостояло возвышение, а затем проковав полученную в результате протачивания «волну» вновь в пластину, мы получаем волнистый, «коленчатый» узор Дамаска, также использующийся с глубокой древности. Если поперечные канавки идут перпендикулярно пластине не под углом 90°, а, например, 45°, то получается «косой коленчатый» узор. Можно прорезать канавки крест-накрест, тогда узор получается крестообразный.

Проштамповав специальным кузнечным инструментом (похожим на молоток для отбивания мяса) на поверхности изначальной пластины искусственный рельеф в виде ямок и возвышенностей треугольной формы, затем сточив полученный рельеф углошлифовальной машинкой, мы добиваемся узора, называемого «дождевой Дамаск».

2

Вообще на рабочую поверхность штампов может быть нанесен какой угодно рисунок, например, круги, полосы и пр. Все это отпечатывается на поверхности пакета, затем рельеф стачивается, а узор, повторяющий поверхность штампа, остается на Дамаске. Такой Дамаск называют «штемпельным».

В поковке можно высверлить конусообразные углубления, эффект будет, как при «дождевом Дамаске», только несколько крупнее.

Проковав изначальную пластину в пруток 10x10x500 мм, затем торсируя его в одну или противоположные стороны и сваривая полученные «косички» друг к дружке, мы получаем «турецкий дамаск». По сравнению с предыдущими видами получения рисунка, этот требует несколько большего мастерства, поскольку сварка косичек сложнее ковки обычного пакета. Такой дамаск использовался в различных комбинациях при изготовлении мечей франкскими мастерами, а также в странах Скандинавии, Древней Руси. В 30-х годах XX века в Германии прорыв в освоении технологии «турецкого Дамаска» произвел кузнец Паул Мюллер, награжденный за свои выдающиеся заслуги титулом «Reichsschmiedmeister».

Вот, пожалуй, и весь классический набор способов деформации поверхности поковки из дамасской стали для получения рисунка. Уважаемым читателям может показаться, что набор слишком мал; однако его можно сравнить с пятью первоэлементами, из комбинаций которых формируется Вселенная, или с ограниченным набором базовых движений в восточных единоборствах, на основе которых складывается способ ведения боя. Каждый мастер по своему интерпретирует, комбинирует, видоизменяет данные способы, у каждого свои рецепты составления «пакета». Соответственно, при одном и том же способе «раскрытия» изначального пакета, конечный рисунок может несколько отличаться в зависимости от выбора исходных материалов, количества сложений, глубины и расположения разрезов, степени и характере деформации при оформлении поковки. Все эти нюансы и составляют «почерк» каждого отдельного мастера, современного или жившего несколькими столетиями ранее.

Теперь обратим свой взор к так называемому мозаичному Дамаску. В общем-то, это продукт XIX-XX веков, хотя он попадается иногда и на старых вещах (индийские ружейные стволы с мозаичным Дамаском). Вопрос об улучшении эксплуатационных свойств металла здесь надо рассматривать в каждом конкретном случае. Чаще всего цель мозаичного композита именно в красоте узора. Современная металлургия создала множество качественных сталей, и если в прошлом над дверью кузницы можно было повесить девиз «Улучшим качество металла!», то над дверью современной мастерской висит девиз «Не испортим металл!». Поэтому вполне позволительно создавать любые рисунки при грамотном подборе исходного материала, главное, чтобы было КРАСИВО.

3

Итак, суть мозаичного Дамаска заключается в том, что слои металла в пакете представляют собой не просто параллельные пласты, а состоят из отдельно набранных фрагментов - прутков, брусочков, пластин и т. п. Художник набирает такой рисунок, какой он задумал, фантазия его ограничивается только возможностями кузнечно-горновой сварки и, отчасти, разнообразием прутков для набора рисунка. Способы раскрытия рисунка дамасской стали могут быть самые разные: от вышеперечисленных до очень сложных, таких, как сварка встык отдельных торцевых фрагментов. Можно даже вырезать лазером в толще металла изображение, вложить туда фрагмент, вырезанный из другого куска, а затем заварить все это в печах с инертной атмосферой. Так получают рисунки «дамасской стали» сложной формы, например, бегущие олени на работах Пьера Риверди. Использование при изготовлении дамасской стали таких металлов, как никель, нержавеющая сталь или медь, еще больше обогащает возможности художника. Конечно, сварка мозаичного Дамаска в сочетании со сложными способами раскрытия рисунка, а также красота и композиционное совершенство самого узора делают этот материал теми самыми «карандашом и листом бумаги», выразительными средствами, используя которые, современный художник получает большую свободу творчества.

4

Дошедшие до наших дней старинные образцы холодного оружия, доспехов, другие предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные из композитных материалов, демонстрируют нам при добротных практических свойствах также и красоту узора, совершенство композиционного построения, а главное, взгляд на мир и на вещи глазами художника, способность видеть красоту материала, несмотря на отнюдь не мирное предназначение большинства предметов. Также достойно удивления разнообразие рисунков дамасской стали при том небольшом наборе инструментов, который был в наличии у древнего мастера, относительной примитивности этих орудий производства, по сравнению с возможностями мастеров сегодняшнего дня.

Многие современные вещи также не лишены вышеперечисленных достоинств. Однако мне кажется, нельзя отрицать тот факт, что холодное оружие сегодня в целом утратило свое утилитарное предназначение. В современном мире оно является более объектом декоративно-прикладного искусства, предметом коллекционирования, или же принадлежностью традиционного костюма, и т. п. Поэтому современные художники имеют большую свободу творчества, чем их предшественники, что, надо заметить, не всегда используется. С другой стороны, с отходом от традиционных, сложившихся на протяжении столетий схем построения и украшения холодного оружия существует опасность ухода в эклектику, где с утратой холодным оружием одних функций не происходит их замещение другими, суть холодного оружия «выхолащивается». Миновать «Сциллу и Харибду» может помочь только художественный вкус, доставшийся свыше, воспитанный образованием, изучением аналогов, пронизанный любовью к материалу, любовью к своему делу.

В целом же судьба дамасской стали сильно напоминает фортуну восточного джинна, запертого в бутылке. Столетиями богатейшие графические возможности Дамаска за редким исключением находили себе применение только в области изготовления клинков холодного оружия (позднее стволов огнестрельного оружия). Подобно джинну, этот материал томится, заключенный в скупую, строгую, ортодоксальную форму клинка сабли, меча, ножа. Дамасская сталь как материал, обладающий неисчерпаемым потенциалом графических возможностей, ожидает прихода современного художника, человека, наделенного воображением, фантазией, наконец, решительностью в обращении с материалом, способного облечь красоту Дамаска в новые пространственные формы, «вдохнуть в него новую жизнь». Что это будут за формы и предметы, будут ли они лучше или хуже ныне существующих - покажет время.

В завершении хочется пожелать ценителям холодного оружия открытия все новых достоинств предмета их коллекционирования, а современным мастерам - удачи в их работе, художественных поисках, чтобы их искусство не ограничивалось плоскостью клинка, но выходило в «объем», приобретая новые, оригинальные пространственные формы.


Художник - кузнец
Владимир Демидов"

Комментариев нет: